|
|
|
|
21.05.2013: Комментарий к истории коллекции Музея Западной Живописи |
Прошу всех, кому небезынтересна судьба коллекции С.И.Щукина
и И.А.Морозова, на основе которой был создан Музей Нового Западного Искусства,
прочитать мою публикацию, или, скорее, комментарий к ситуации вокруг коллекции.
Этот текст я отдал в качестве своего мнения на совещание, на котором будет обсуждаться судьба коллекции и будущее
Музея Новой Западной Живописи. Подчеркиваю, речь идет о коллекции, собранной нашими
прозорливыми соотечественниками, гениями
вкуса Сергеем Ивановичем Щукиным и Иваном Абрамовичем Морозовым.
Поскольку я уезжаю и не смогу принять
участие в разговоре о судьбе коллекции Государственного Музея нового западного
искусства ГМНЗИ, считаю необходимым изложить письменно свое мнение по этому
вопросу. В начале о скачущих борзых
перьях журналистов. Если их интересует общая история с коллекцией, они обязаны знать,
как развивалась ситуация с момента национализации двух великих собраний Щукина
и Морозова, вплоть до истории раздела
музея в 1948 году. Когда нет полной
правды, полуправда оборачивается ложью. В моей любимой "Новой Газете" (номер 52, от 17 мая 2013 года) в статье Марины Токаревой враньё начинается с первых строк. Вся статья дышит безграмотностью, незнанием
сути дела и ненавистью к Антоновой. Не обошлось и без обычной для сегодняшнего времени терминологии – «большевистский подход»,
«большевики разбазарили». Ирина
Александровна не нуждается в моей
защите, достаточно назвать ошеломляющие выставки, проходившие в Пушкинском
музее, чтобы понять высочайший уровень Антоновой, как учёного и руководителя. Её Имя открывает
двери иностранных музеев для
выставок в Пушкинском. Музей живёт в перекрёстке мировых изобразительных
культур, и в этом одна из главных заслуг Антоновой. Существуют документальные свидетельства истории ГМНЗИ. Опубликован
фундаментальный труд об этом музее, автор Яворская Нина Викторовна – она
свидетель и участник тех событий, на протяжении всей истории музея. Её работа и должна стать
основой серьёзного разговора о возможности восстановления ГМНЗИ . После
прочтения книги Яворской я окончательно
убедился в необходимости воссоединения коллекции ГМНЗИ. Автор подробно
прослеживает пути-дороги этого уникального явления в мировой музейной практике.
Эта книга – документальный факт, с
фотографиями и описаниями экспозиций, научных работ, различных публикаций, перечень
которых в конце книги занимает 13
страниц. Из книги мы узнаём, как в 1929–30-м годах, ещё задолго до уничтожения ГМНЗИ в 1948
году, происходила передача части коллекции Эрмитажа для ГМИИ им. Пушкина. В обмен на переданные
произведения в Эрмитаж из коллекции
ГМНЗИ были перемещены пятьдесят два первоклассных живописных
произведения конца 19 – начала 20го века.
Яворская подробно пишет, как часто жизнь ГМНЗИ висела на волоске, и спасало
его судьбу мнение просвещённой общественности, и мужественная позиция директора
музея Бориса Николаевича Терновца:
сколько раз ограждал он музей от вульгарной идеологии. Из документальных записей Яворской мы узнаём,
как конструировалась ситуация закрытия музея в 1948 году и как происходил тот самый трагический раздел
коллекции между Пушкинским музеем и Эрмитажем после сталинского постановления, и какое участие в травле ГМНЗИ принимал
знаменитый художник Александр Герасимов,
сам когда-то восхищавшийся этой коллекцией. После объединения коллекции должен ли музей иметь самостоятельный статус
или соединиться с ГМИИ – это уже следующий вопрос. Яворская пишет о попытке
соединения в 1933 году этих двух московских музеев. Тогда вопрос был решён в пользу
самостоятельности западной коллекции. Сегодня
новое помещение для этого музея уже имеется, рядом с ГМИИ освобождается здание
Института Философии, в нём огромное пространство, высокие потолки, словом, есть
возможности последующего расширения коллекции современного искусства. В Токио,
в парке Уэно спокойно сосуществуют рядом целый архипелаг музеев. В одном из
которых проходила, кстати сказать, выставка французского искусства из коллекции
ГМИИ. Видели бы вы эту очередь. Я звонил из Токио в Пушкинский музей и просил
передать Антоновой об огромном успехе экспозиции. Слава Ивану Абрамовичу Морозову и Сергею Ивановичу Щукину. Точкой отсчёта для спокойного разговора о воссоздании
ГМНЗИ могут быть постановления от 1918 года о национализации коллекций Щукина и Морозова. В Декрете Ленина о коллекции Щукина сказано: "по своей высокой художественной
ценности имеет общегосударственное значение в деле народного просвещения" .
К сожалению, в 1948 году, в решении
судьбы ГМНЗИ руководствовались уже не
постановлением 1918 года, а приказом
Сталина о расформировании коллекции, поскольку, как было в нём сказано, она «является рассадником формалистических
взглядов и низкопоклонством перед упадочной буржуазной культурой». Сегодня
вопрос – чем будем руководствоваться мы, наследники прошлого. У нас сегодня
идёт реставрация позапрошлого в самых оголтелых формах. Бесплатное образование,
бесплатная медицина, просвещение для народа
– это было завоевание революции, и всё это рухнуло. Чем
обернулись преобразования, мы знаем. Фитилём Газпрома, несколькими сотнями
супербогатых семей и спортом. Культура, просвещение - по остаточному
принципу. Внутри художественных
процессов полемика творцов обязательна. Но склоки внутри культуры пойдут на
пользу невежеству. Создавшуюся ситуацию надо прорабатывать по документам, а не
по эффектным фразам журналистов. Вхождение общества в культуру – процесс
медленный и ежедневный. Здесь не отделаешься бесплатной "Ночью
музеев", не оставляющей после себя
ничего, кроме мусора и жвачки, вклеенной в музейные экспонаты: не посещение
музея, а какой-то ночной клуб. Давайте уж пойдём дальше, для окупаемости музеев
сделаем внутри бассейн, хорошо бы сауну, а в паузах клиенты, обернувшись
простынями, как римские патриции, будут расхаживать с пивком среди экспонатов, сдувая пену на живопись,
ведь за всё уплОчено. Какая была бы посещаемость! У нас сегодня объединяют
институты, культурные центры, почему бы не объединить музей с сандуновскими
банями. Образно говоря, мы к этому идём. Мы должны понять – культура финансово
не возвратна. Культура окупает себя просвещённым обществом, воспитанием чувств,
умственным развитием – и тогда мы будем жить в подлинной стране.
Юрий Норштейн
21
мая 2013 года.
|
Артем - 2013-07-13 22:21:50 |
да, полностью согласен.
|
|
Тимур - 2013-07-21 16:08:26 |
<p>Я согласен с тем, что разделение коллекции было дурно, но какими потребностями сегодняшнего дня может быть оправдано воссоздание ГМНЗИ я не понимаю. Работа с прошлым безусловно необходима, такая, чтобы в квартире не оставалось пыльных уголов, за которые никому не хочется браться, однако воссоздания исторической правды напоминают вечную борьбу стран за территорию, стран имеющих основания на свои притязания.</p>
<p>Я не хожу в музеи, как в ночные клубы, мне не интересно посмотреть как можно больше работ, за один раз, потому что я не смогу их все за этот раз увидеть. Не мне здесь рассказывать, о том, что посещение музея можно тратить на одну картину, однако именно об этом стоит напомнить, потому что сегодня объединение коллекции, за исключением положительного безусловно осмысления истории, - это именно ночной клуб. Музейным работникам может и будет спокойнее, от того, что они сделали свою работу, однако именно просвещение народа, о котором в данном случае говорится, от объединения в лучшем случае не выйграет.</p>
<p>Доступнос
|
|
|
|
|
Издан четвертый тираж книги "Снег на траве"
ВНИМАНИЕ! Вышел из печати четвертый тираж книги "Снег на траве". В новом издании несколько иллюстраций мировой живописи заменены на более качественные, также улучшено качество кадров из фильмов Ю.Норштейна. Цена двухтомника у нас на студии 6500 рублей.
Подробнее...
|
|
|
|
РОФ "Фонд Юрия Норштейна" ©2009-2024
|
Created by AMKs
|
|